Совет логопеда

Надо отметить, что с каждым годом все сложнее становятся речевые дефекты у детей, все больше малышей имеют такие нарушения, которых несколько лет назад просто не было:
  • отсутствие отдельных звуков,
  • замены, искажения,
  • значительно чаще стала встречаться задержка речевого развития.
В основном у детей общее недоразвитие речи, обусловленное стертой формой дизартрии.

Что это такое, общее недоразвитие речи? Это нарушение всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики, связной речи, а также психических процессов – внимания, памяти, мышления, артикуляционной и мелкой моторики.

Причины здесь могут быть разными: родовые травмы, беременность с осложнениями – токсикозами, интоксикациями, резус-конфликтом, врожденные патологии нервной системы, конфликтная обстановка в семье, наследственные и экологические факторы. Все это сказывается на детях.

И чем раньше эти проблемы решать, тем успешнее они устраняются. Наш опыт показал, что многие дети в четырехлетнем возрасте исправляют дефекты произношения уже к концу первого года занятий. Они легче поддаются коррекции, чем, допустим, дети старшего возраста. А значит, ребенок пойдет в школу с чистой речью.

Да, в некоторых случаях небольшие нарушения речи к пяти-шести годам проходят сами по себе. А если они не пройдут? Ваш малыш может столкнуться впоследствии со многими трудностями.

Если ребенок неправильно проговаривает звуки, ему, естественно, труднее общаться со сверстниками, у него могут быть проблемы в плане развития фонематического слуха: он не слышит звуки речи, а это в дальнейшем влияет на письмо, чтение.

Проблемы с учебой у такого малыша возникают чаще, чем у других детей. Ребенок, поступая в первый класс, вынужден сразу осваивать большой объем знаний и навыков.

Школьная программа сейчас усложнилась, и у учителя сегодня меньше возможностей вести индивидуальную работу с учениками. В идеале работа логопеда должна продолжаться и в школе. Да и сам учитель должен помнить, что в его классе есть дети из логопедических групп. Но на практике это происходит крайне редко.

Поэтому позаботьтесь о том, чтобы к школе ваш ребенок говорил чисто и грамотно. Исправлять нарушения непосредственно перед школой будет сложнее. Если у ребенка выявлен букет нарушений звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи, фонематического слуха, слоговой структуры в старшей группе, то за два года сложно идеально выстроить занятия и выпустить его в школу с чистой речью. А в средней группе, несмотря на сложность нарушений, неправильное звукопроизношение и другие речевые дефекты исправляются у большинства детей.

Кроме того, многие воспитанники логопедических групп детских садов лучше подготовлены к школе, потому что мы глубоко работаем над всеми компонентами речи: над звуковым анализом слова, над знакомством со звуками, буквами. Мы обучаем навыкам чтения. Растет словарный запас, у ребенка формируется связная речь. Большое внимание уделяется составлению рассказов, диалоговой речи. Родители выполняют с ребенком задания логопеда: это пальчиковая и артикуляционная гимнастика, какие-то тематические уроки по расширению словаря, упражнения по лексико-грамматическому составу слов. Целенаправленная работа учителя-логопеда, воспитателя и родителей дает положительный эффект.

Нередко вместе с речевыми нарушениями у ребенка выявляются нарушения психических процессов. Не нужно это путать с задержкой речевого развития. Что характерно для большинства детей, которым рекомендованы занятия с логопедом? Им не хватает усидчивости, у них рассеяно внимание, плохая память. Дети не могут сразу воспроизвести на слух звуки, слоговые дорожки, слова. У них высокая утомляемость. И родители, и педагоги отлично понимают, насколько важны эти процессы для школьного обучения. Поэтому мы также уделяем им большое внимание. С помощью специальных упражнений тренируем память, внимание, усидчивость. Эти упражнения мы рекомендуем родителям для выполнения с детьми дома. И конечно, занятия ребенка с логопедом включают элементы игры, динамические паузы. Так что скучать на наших уроках малышам не приходится.

И еще хотелось бы затронуть такую наболевшую для логопедов тему. Многие родители стремятся отдать своего ребенка в гимназию или лицей, посещают всевозможные дополнительные занятия по подготовке к школе. Но мамы и папы зачастую переоценивают возможности своего ребенка. Если малыш посещает логопедическую группу, имеет сложные нарушения речи, не нужно правдами и неправдами нагружать его знаниями. Я понимаю родителей: им хочется дать своему ребенку престижное образование. Но повышенная нагрузка губит здоровье детей, ломает их психику, подрывает интерес к учебе. Поэтому мой совет: подыщите своему малышу обычную начальную школу с хорошим учителем, с традиционной формой обучения, стандартной программой. А уж потом, после начальной школы, если ребенок покажет хорошие результаты, отправляйте его в гимназию или лицей.

Ну, а если вы водите ребенка на дополнительные курсы, то хотя бы поинтересуйтесь их программой. Зачастую мы в детском саду проходим с детьми то же самое, используем те же материалы и пособия. Но я, например, работаю над постановкой шипящих, а на дополнительных занятиях в школе знакомят со свистящими. Получается, я требую от ребенка одно, там – другое. От обилия информации у него возникает путаница, пропадает интерес к занятиям. Он не усваивает материал. Или модное нынче раннее обучение скоростному чтению. Для чего? Мы считаем, что ребенок должен сначала слышать звук, а потом уже соотносить его с буквой. В противном случае получается, что он быстро читает, но не понимает прочитанного, не слышит себя, не может пересказать то, что прочитал.

На мой взгляд, лучше уделить внимание творческому развитию малыша – рисованию, музыке, танцам, или спортивным занятиям. А то, что касается речевого, интеллектуального развития, доверьте это специалистам детского сада, по крайней мере, у детей младшего и среднего дошкольного возраста.